АвторСообщение
Cоавтор




Сообщение: 9
Зарегистрирован: 21.02.10
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 06.03.10 19:28. Заголовок: Jay_Fortuna. Психология и студенты


Jay_Fortuna пишет:


 цитата:
Как студенты превращаются в депрессивных жертв (с примерами из быта МГУ)

Необходимый комментарий: депрессивная жертва - в данном случае психологическое понятие. Жертва в психологии (переводя термин на понятный язык) - это НЕ пострадавший, а человек, который при трудностях уходит в защиту вместо попытки решить проблему, и вообще непродуктивно действует при возникновении проблем.

Студентом быть не так-то просто, это все знают. Точнее, знают все про финансовое положение студентов - стипендии мало на что хватает. Еще все знают, что студенты молоды и активны, а поэтому они не подчиняются законам биологии (потребность в сне, еде) и каким-то образом преодолевают все проблемы. Про психологические проблемы, кажется, никто особенно не думает - студенческие годы традиционно считаются самыми прекрасными в жизни. Но на самом деле проблем у студентов немало.

Сначала рассмотрим самое очевидное - финансовые проблемы. Стипендии действительно мало на что хватает, а свободного времени почти не остается (по крайней мере, при учебе в нашем вузе это именно так), поэтому приходится жить за чей-то счет - в основном, родительский. Положение это двусмысленное. С одной стороны, совершеннолетним студентам родители по закону уже ничего не должны, поэтому приходить к ним и просить денег по меньшей мере неудобно. С другой стороны, альтернативных вариантов мало - действительно, если пары продолжаются с 9.00 до 18.55, как это происходит на младших курсах нашего факультета, времени на самостоятельные подработки не остается. Выходов два: или идти работать, отказавшись от своей мечты, или учиться и жить за счет родителей. И та, и другая ситуация вызывает внутренний конфликт. У положения "нахлебника" много неприятных последствий. Можно, конечно, убедить себя и родителей в том, что это - долгосрочное вложение средств, потому что когда, окончив вуз, студент станет специалистом, то уже он будет давать деньги своей семье. Но кто даст гарантии? Связь между уровнем образования и зарплатой далеко не однозначна. И, как бы цинично это не звучало, нет гарантии того, что родители до этого времени доживут.

"Залезание в долги", пусть даже перед родителями, да еще если не знаешь, сможешь ли отдать, не слишком приятно. Конечно, не всех это напрягает, и многие припеваючи живут за счет родителей, но их не большинство. К тому же родители могут потребовать компенсации каким-то иным способом - например, поручая какие-то дела («денег от тебя нет, так сделай хоть что-нибудь полезное!»), порой не считаясь с тем, что учеба занимает у студента больше времени, чем у них – работа. Это может быть весьма унизительно, но поделать ничего нельзя.

Здесь, конечно, можно рассмотреть все возможные выходы и варианты действий, но ни один не даст отсутствия этого конфликта, поэтому психологические методы, кажется, лишь дают возможность "подсластить пилюлю" и убедить себя в том, что выбранный путь - действительно меньшее из зол. Таким образом студент попадает в положение, при котором он "хронически должен" своей семье, отсюда - то, что называют фрустрацией (безвыходное положение, когда раздражение "ходит по кругу"). Поневоле приходится отказываться от продуктивного решения проблемы, потому что такого решения попросту нет. "Да, все плохо, и я ничего не смогу сделать" - готовая установка жертвы, причем она может оставаться даже тогда, когда решение появится (например, старшие курсы, когда объем изучаемого материала и количество пар меньше).

Следующая группа проблем связана со структурой вузов как таковых. Связь студента с вузом не менее тесна, чем связь сотрудника с компанией. Но при этом вузы не относятся к типу компаний, где каждый сотрудник важен как таковой. Точнее, в вузе есть сотрудники и есть студенты. Будущие студенты подвергаются строгому отбору - сдать вступительные экзамены куда сложнее, чем пройти любое стрессовое собеседование при приеме на работу. На лекциях и семинарах, особенно на младших курсах, порой проводится больше времени, чем составляет рабочая неделя у сотрудников. Но при этом нет никакого ощущения того, что студент хоть сколько-нибудь нужен своему вузу. "Вы учитесь только для себя, больше это никому не нужно", - еще в школе нам старательно повторяли эти слова. Позвольте. Вуз не сам по себе возник, он кем-то создан. Если уж кто-то озаботился тем, чтобы создать условия для учебы - значит, у него есть в этом интерес, но это ни в чем не проявляется. И если сотрудников все время стараются мотивировать, каким-то образом поставив их благополучие в зависимость от качества работы, то для студентов - ни-ни. Поэтому не слишком велика заинтересованность в качестве учебы - какая разница, пять четверок (или троек) в зачетке или десять? Пятерка по данному предмету или тройка? На работе это называлось бы "качество работы", и хорошее качество поощрялось бы. А в той модели компании, в которой каждый сотрудник получает "долю общего благосостояния", он напрямую заинтересован в том, чтобы работать хоть ненамного, но лучше. При учебе существует лишь три возможных последствия: отсутствие стипендии, нормальная стипендия и повышенная. Но даже внутри одной из этих категорий есть много вариантов (например, одна четверка за сессию или все четверки). А на отношение руководства качество учебы влияет не особенно (кроме крайних случаев - отличник или кандидат на отчисление). Поэтому нет ощущения того, что попытки улучшить успеваемость помогут улучшить жизнь. Оценка или даже уровень знаний по предмету - это не товар и не услуга. Непосредственно они никому не нужны. Да, они могут быть нужны в дальней перспективе (влияя на то, хорошим ли специалистом станет студент), но на практике, то есть в ограниченных временных рамках, не чувствуется того, что хорошо учиться - выгодно.

В итоге получаем: сотрудник компании работает, и студент работает. Итог работы сотрудника - некоторая продукция. Итог работы студента - полученные им знания и навыки. Сотрудник ощущает, что чем лучше он делает свое дело, тем лучше компании и ему самому. Студент не видит, каким образом полученные им знания дают хоть кому-то пользу сами по себе. Отсюда происходит определенный фатализм, который сами студенты характеризуют как "пофигизм" и "стремление к халяве", то есть желание получить приемлемую (то есть не идеальную, а просто не расстраивающую) оценку (как внешний показатель знаний "для галочки", а не сами знания), затратив поменьше сил.

Из-за того, что результат работы студента (знания) не приносит пользы сам по себе, возникает еще одна проблема: раз никому нет выгоды, то некому представлять интересы студента. Хорошо работающий сотрудник интересен начальству, поэтому если у него возникнут проблемы с кем-либо одним из начальства (такое ведь бывает и не только по вине сотрудника), другие вышестоящие сотрудники могут помочь ему эти проблемы решить. Аналогично - и при других жизненных проблемах. Зато в случае со студентом хорошая успеваемость вряд ли поможет. Отсюда и виктимность (установка на поведение жертвы), ощущение того, что любой преподаватель может плохо отнестись к студенту, потому что "так захотелось", и ему "ничего за это не будет", потому что интересы студента - это только его личные интересы, больше они никого не заботят. На практике такое происходит не слишком часто, но подобные мысли могут надолго задержаться в голове студента.

Правда, например, на нашем факультете (ФББ) эта проблема не столь остра, поскольку, начиная с первого курса, необходимо работать в лабораториях для написания курсовых работ и, затем, диплома. Это уже больше работа, чем учеба. Хороший студент в лаборатории очень нужен (в том числе как будущий аспирант и сотрудник), начальство может даже, например, заступиться за него перед не слишком адекватно выполняющими свои обязанности преподавателями. В свою очередь, в аспирантуру можно поступать, лишь не имея в зачетке троек, да и хорошие знания по профильным предметам положительно характеризуют студента перед заведующим лабораторией. Здесь уже очевидно, что хорошо работать выгодно.

Кстати: я не говорю, что студенты абсолютно несчастны и в их жизни ничего нет, кроме такого вот - просто такое вот тоже есть.



А.М. пишет:

 цитата:
Тема материального положения студентов довольно старая. Об этом можно судить, в том числе, и по обилию анекдотов.
Из сразу пришедших на ум, очень старый, брежневского времени, но вдруг кто-то его ещё не знает.

    Идёт голодный студент. Видит - другие студенты что-то едят. Он подошёл, его тоже угостили. Наш студент наелся, думает: "Чем бы их отблагодарить? Ведь ничего у меня нет!" И вдруг ему приходит в голову мысль: "Поругаю-ка я их декана. Я поругаю - они послушают, им приятно будет!" Решил так наш студент и начал:
    - М-да, ребята! Не нравится мне ваш декан!..
    Остальные студенты:
    - Ну не нравится - не ешь!


В то же самое брежневское время мы проходили на уроке обществоведения, что родители обязаны помогать своим детям во время их учёбы в институте. В этом заявлении государство само признавалось, что выделяемой стипендии (размер обычной стипендии в ВУЗе - 40 руб; в техникуме - 30 руб. в месяц) недостаточно, чтобы студент мог нормально прожить.
Точно так же на уроке обществоведения мы проходили, что и дети обязаны помогать своим родителям после того, как те выйдут на пенсию. Это было ещё более актуально. Пенсии в советское время были, естественно, очень разные. Например, бывший работник партийного аппарата получал пенсию 130 руб., а швея, швейной фабрики - пенсию 20 рублей, т.е. в два раза меньше студенческой стипендии.

Я не знаю, что сейчас проходят школьники на уроках обществознания. Но вряд ли что-то радикально отличающееся.

Конечно, этот вопрос всё равно каждый решает сам. Я, например, постоянно подрабатывала. Учась в техникуме я подрабатывала ночным сторожем (это, кстати, было весьма солидное содержание: 80 руб. сторож+15 руб на собаку (у меня была овчарка)+35 руб. повышенная стипендия в техникуме=130 р. Молодой специалист получал обычно 140 р.); в институте я работала на пол-ствки уборщицей на одной из кафедр. Денег это давало мало (35 р. за уборщицу + 50 руб повышенная стипендия=85р.), зато давало "блат" в институте, где работающий тут же, в институте студент котировался почему-то выше и вызывал гораздо больше уважения.

Кроме того существуют заочные и вечерние формы обучения. Я знаю, что студенты-очники с пренебрежением смотрят на заочников. Это не мешает заочникам с пренебрежением смотреть на "очников", считая их детьми, а себя взрослыми работающими (зачастую по их же специальности) людьми.

На самом деле очный или заочный или красный диплом - это не имеет никакого особенного значения. Имеют значения конкретные знания и навыки человека с дипломом. Зачастую человек который работал по своей специальности несколько лет и обучался при этом заочно является лучшим специалистом, чем выпускник очного отделения, прибывший на производство с "институтской скамьи" и имеющий несравнимо меньше опыта и практических навыков.

Цитата:

«Связь студента с вузом не менее тесна, чем связь сотрудника с компанией.»

Тут есть принципиальное различие.
В вузе студент для того, чтобы взять знания и получить бумажку о том, что он их действительно взял. При этом что-то дать вузу совершенно необязательно и зависит от вашего личного альтруизма. Я, например, не помню, чтобы я что-то безвозмездно делала для техникума или для вуза.
В компании человек участвует в создании какого-то общего продукта и получает за это вознаграждение. Т.е. в компании человек реализует себя и получает от неё средства к существованию.

Учёба - это всё же не реализация себя. Это не цель - это средство. Задача студента - взять. Задача специалиста - отдать (и получить вознаграждение).
И из этого следует афоризм: "учитесь вы только для себя". Правильно. А для кого же ещё?
Не я первая сравниваю вуз с конвейером. Преподаватели смотрят на студентов, как на "временных" участников, которое сменяются каждый год и это норма, так и должно быть - в этом цель вуза.
Сотрудник компании должен быть постоянным (конечно, если компания хорошая и работник хороший). Для таких отношений быть постоянными это норма.

Цитата:

«Студент не видит, каким образом полученные им знания дают хоть кому-то пользу сами по себе. »

А знания и не должны сейчас давать какую-то пользу (кроме разве что пользы перехода на следующий курс). Знания должны давать пользу потом, когда вы придёте на производство, или будете приняты в компанию.
Институт это средство к получению знаний. А реализовывать эти знания вы будете потом, когда начнёте работать по специальности.

Jay! Не обижайтесь, пожалуйста, что я тут высказываю не согласное с вашим мнение. Это лишь моё частное мнение. У Вас - одно мнение, у меня - другое. В общем-то, это совершенно обычное явление.



Jay_Fortuna пишет:

 цитата:
А.М., какое там, я пытаюсь собрать мысли в кучку и изложить их в понимаемой форме

Цитата: А.М. от 28 Ноябрь 2009, 14:16:17:
«В то же самое брежневское время мы проходили на уроке обществоведения, что родители обязаны помогать своим детям во время их учёбы в институте»

В основном родители, наверное, так и поступают, да только вот... кто из нас не без греха? И посещают их мысли о том, что детям лет уже много, и что они (родители) уже не молоды, да и сколько же так можно... о чем детям и сообщается. То есть сначала родители, довольные тем, что дети сумели поступить в вуз (особенно если юноши, да с военной кафедрой вуз), бодро заявляют: "Да, конечно, мы будем снабжать тебя финансами на время учебы!", а потом жалуются на то, что от детей нет финансов - когда учеба уже в разгаре и обратной дороги нет. Финансировать ли детей после школы - решение родителей, но если они принимают решение финансировать, то решения не попрекать этим они принимают редко. Мало кто, что бы он не обещал вначале, может исключительно доброжелательно относиться к сидящим на своей шее. То есть вроде как помощь от родителей есть, только вот удавиться хочется от такой помощи.

Конечно, проблемы с финансами - ситуация сложная, но не экстремальная. Есть много способов заработков-приработков-подработок, кто ищет - тот всегда найдет, если правильно ищет, а не расклеивается на полпути. Речь как раз о том, что очень многие расклеиваются, пускаясь в рассуждения вроде "вот будет мне лет 30 - станет жизнь легче, ведь тогда я буду отсиживать рабочий день - и все, а сейчас получается учеба продолжительностью больше рабочего дня + собственно, работа; будь проклята моя жизнь".

Цитата:

«В вузе студент для того, чтобы взять знания и получить бумажку о том, что он их действительно взял. При этом что-то дать вузу совершенно необязательно и зависит от вашего личного альтруизма»

Да, можно рассматривать студента не как "партнера", а как "заказчика", который скорее пользуется услугой, предоставляемой вузом - то есть получает знания и документальное подтверждение этого. Проблема в том, что при этом он проделывает приличную работу, тесно общаясь с сотрудниками вуза, то есть с его личной точки зрения, он трудится не меньше, чем какой-нибудь сотрудник. А при этом его положение... как бы это сформулировать... менее защищенное, что ли.

У нас, кстати, многие считают, что основной объем научной работы совершается студентами-дипломниками и аспирантами (которые примерно в аналогичном положении по финансам находятся)



Мэгги пишет:


 цитата:
Цитата:

«Финансировать ли детей после школы - решение родителей, но если они принимают решение финансировать, то решения не попрекать этим они принимают редко»

С этим нельзя не согласиться. Но человеку вообще, на мой взгляд, склонно кого-то чем-то попрекать, даже если он не родитель. Чтобы уметь не попрекать другого тем, что в чём-то ему помог или помогаешь - это надо святым быть как минимум.

А вот то, что студенты и аспиранты часто делают за преподов научную работу - это факт. С этим я, как преподаватель, сталкивалась не раз. Иногда специально дают студентам такую тему, чтобы потом использовать ими найденные материалы - глядишь, себе на статью наберётся.
Но всё-таки и студенту с этого польза есть. Конечно, если ему нужен тот предмет, которым он занимается. А услуги преподавателя (репетитора и пр.) всё-таки должны стоить дорого. Потому что интеллектуальный труд зачастую ничуть не легче физического, а иногда и труднее. Зато студент отучится - сможет сам преподавать.



А.М. пишет:

 цитата:
Jay_Fortuna пишет:

«Проблема в том, что при этом он проделывает приличную работу, тесно общаясь с сотрудниками вуза, то есть с его личной точки зрения, он трудится не меньше, чем какой-нибудь сотрудник. А при этом его положение... как бы это сформулировать... менее защищенное, что ли»

Более того, скажу Вам исходя из своего опыта: очень устойчива такая парадоксальная вещь - студент, работающий в этом же вузе уборщицей пользуется куда большим почётом и уважением преподавателей, чем студент сотрудничающий в лаборатории. Студент-уборщица становится "коллегой", а работающий безвозмездно в лаборатории - остаётся абсолютно никто. Это было и 20 лет назад, и сейчас, я думаю, не изменилось. Тут дело в каком-то особом вузовском менталитете.

Но это ещё далеко не все сложности. Самые большие сложности начинаются как раз после окончания вуза. Поиски работы и не просто работы, а работы по специальности.

Кругом столько очень неприятных, ужасных примеров... Помню, дочка моей знакомой по любительскому оркестру молодой специалист - бухгалтер, очень долго искала себе работу. Проходили месяцы, девушка отчаивалась всё больше... Наконец, моя знакомая сообщила мне радостную новость: её дочь устроилась работать в ресторан на Невском. Я очень за неё обрадовалась по наивности своей полагая, что она устроилась в ресторан бухгалтером. Но моя знакомая стала жаловаться: "Работа у неё такая тяжёлая, требования строгие, если тарелку разобьёт - из зарплаты деньги высчитывают!" Я задумалась: при каких обстоятельствах бухгалтер может бить тарелки? Может, ей кофе приносят в перерыв и она по рассеянности блюдца и чашки бьёт? Оказалось, дочка моей знакомой устроилась в ресторан посудомойкой! Бухгалтер по образованию! "А что делать, - возразила её мать. - Она восемь месяцев без работы просидела! На любую пойдёшь!"
Это воспоминание десятилетней давности. Всё происходило в 1999 году. Но более поздние примеры тоже малоутешительны: одна моя знакомая после окончания вуза также несколько месяцев искала работу. Я была свидетельницей её поисков. Помню, как она ездила в Псков (другая область) только потому, что ей кто-то сказал, что в пригороде Пскова требуется зооинженер (ее специальность). Через несколько месяцев поисков я узнала, что она устроилась на завод по производству кетчупа. Теперь она стоит на конвейере.
Эти рассказы можно продолжать и продолжать. Обратных примеров гораздо меньше. Лично я могу вспомнить только трёх человек из своих знакомых, которые работают по специальности.

Одна дама теперь занимает солидную должность на таможне. Но её очень долго поддерживали родители: много лет после окончания вуза - лишь бы она работала по специальности.
Вторая дама - очень хороший опытный специалист. Но она всю свою рабочую жизнь работает в строительной фирме, директором которой является её отец (Дружите с родителями!)
Третьей даме - просто повезло. Она учительница, никакой особой протекции не имеет, но берёт энергией: берётся за любую работу, какую только в школе не предлагают: и посторонние предметы, и классное руководство в классе детей ЗПР (задержка психического развития) и к детям с надомным обучением ходит. В общем, пробивается. Далеко не каждый так может.

Вот и весь список. Четвёртого знакомого, работающего по своей специальности нет. Все остальные работают - где придётся, забыв, кем они были после окончания вуза.



McNamara пишет:

 цитата:
Не знаю, как насчёт депрессии (у меня она возникает почему-то по более незначительным вещам, а вот когда вроде повод есть - почему-то не возникает), но я согласен с мнением, что очень сильно помогает от депресняка осознание того, что ты самостоятельно зарабатываешь деньги. Даже если это деньги не слишком большие, а так, приработок. На карманные расходы.

Но вообще, мне кажется, что вузы чем дальше - тем становятся хуже (по отношению к студентам). Хотя, может быть, мне так только кажется.



Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 17 , стр: 1 2 All [только новые]





Сообщение: 10
Зарегистрирован: 05.09.11
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 20.09.11 21:04. Заголовок: http://colony.by/blo..


http://colony.by/blogtheme.php?id=28&idbloger=10 Случайно нашел в сети. Почитайте, думаю этот блог у Вас вызовет много эмоций. Хоть и не имеет прямого отношения к нашей теме. Это не реклама.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Сообщение: 78
Зарегистрирован: 09.02.10
Репутация: 2
ссылка на сообщение  Отправлено: 25.09.11 11:59. Заголовок: DeeBug пишет: Почит..


DeeBug пишет:

 цитата:
Почитайте, думаю этот блог у Вас вызовет много эмоций


Спасибо, почитаю, когда будет время.

Рада, что мы с вами пришли к общему соглашению. Единственное. что я могу добавить смирение - это не безразличие ко всему. Если бы эти понятия были тождественны - не нужно бы было называть их разными словами. Смирение - это активная позиция по отношению к внешнему миру, и иногда на то, чтобы смириться - нужно ничуть не меньше, и даже больше силы, чем на любое другое действие. А равнодушие - это равнодушие. Человек может быть совершенно равнодушным, но не иметь ни капли смирения.
Впрочем, я уже повторяюсь.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 17 , стр: 1 2 All [только новые]
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 4
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет



Монастыри и храмы Северо-запада России