АвторСообщение
Cоавтор




Сообщение: 20
Зарегистрирован: 21.02.10
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 10.03.10 22:04. Заголовок: S.Уэйлер. О добре и зле и их взаимоотношениях в сказках


S.Уэйлер пишет:

 цитата:
А можно бы было поговорить о сказках? Я не знаю, в какой теме это сделать, потому что темы о сказках нет. Поэтому напишу здесь.
Сказки - это очень большой и значимый пласт литературы и наверное сразу говорить об общих закономерностях или о каких-то глобальных вещах не стоит. Но вот один из вопросов, который всегда затрагивается в сказках - это то, что в конечном итоге добро должно победить зло и наказать его. Есть сказки, которые кончаются тем, что зло побеждает. Вот тут упоминалась сказкао Колобке. Но Колобок - это скорее всего назидательная сказка, чтобы человек не доверял кому попало и не был самонадеянным. Я уверена, что есть примеры сказок, в которых зло побеждает. Но всё-таки в основном все сказки направлены на то, чтобы побеждало добро.
Но очень часто зло, которое творят отричательные персонажи сказок, оно гораздо меньше, чем воздаяние за это зло.
Поэтому я и хочу поднять тему, если вы не против и поговорить о нравственной подоплёке сказок и о том, что в конце "добро должно победить зло, поставить его на колени и зверски убить"

Для начала наверное нужно сказать о том, какие бывают сказки.
Одно из значений слова - Ска́зка:
Вид повествовательного, в основном прозаического фольклора (сказочная проза), включающий в себя разножанровые произведения, в содержании которых, с точки зрения носителей фольклора, отсутствует строгая достоверность. Сказочный фольклор противостоит "строгодостоверному" фольклорному повествованию (несказочная проза) (см. миф, былина, историческая песня, духовные стихи, легенда, демонологические рассказы, сказ, кощуна, предание, быличка).

В науке о сказке существует проблема классификации сказочных жанров. В "Сравнительном Указателе Сюжетов: Восточнославянская сказка", созданная на основе справочника по системе Аарне, в котором систематизирована европейская, а потом, в последующих редакциях Стива Томпсона (см. Указатель сюжетов фольклорной сказки), сказка народов Мира, представлены следующие жанры сказочного фольклора:

1. Сказки о животных, растениях, неживой природе и предметах.
2. Волшебные сказки.
3. Легендарные сказки.
4. Новеллистические (бытовые) сказки.
5. Сказки об одураченном чёрте.
6. Анекдоты.
7. Небылицы.
8. Кумулятивные сказки.
9. Докучные сказки.

Из известных собирателей народных сказок можно привести в пример братьев Гримм. Почему мне захотелось привести в пример именно их, потому что на мой взгляд в собранных ими сказках наиболее ярко выражено воздаяние, которое получает отрицательный герой от положительного. Поэтому я начну с примера гримовских сказок. (С вашего позволения, уже в следующем сообщении, поскольку сегодня не успеваю).

Сказки сами по себе, как я думаю, всегда нравоучительны. Но всё зависит от того, кто их сочиняет и какой смысл в них вкладывает. Показательно например то, что в некоторых народах сказки имеют общие сюжеты, то есть основу. Славянские сказки практически все содержат бытовые сказки о Хитром Петре, о находчивом Эро, о Мужичке Бурачке и тому подобных персонажах, которые в чём-то сходны с Емелей из русских сказок. Они одурачивают и обходят богатых, показываются как бедные, но умные и умеющие выкрутиться из любой ситуации.
Я не говорю тут об Иванушке Дурачке, потому что сказки про Иванушку более разнообразны и он может выполнять разные роли, в том числе и настоящего дурака. А перечисленные, как правило, умнее богатых. При этом у таких персонажей есть несколько схожих черт и несколько схожих сюжетов, которые различаются только национальным колоритом.
К примеру, все эти Хитрые Петры и Мужички Бурачки непременно очень бедные, но очень умные. У меня всегда в таких случаях возникал вопрос: ну если человек умный, почему он не может нажить себе денег? В сказках обычно это объясняется тем, что либо Мужичка все обижают и притесняют, либо он слишком честный. Правда, последнее не мешает ему обижать и обманывать других людей, тех, которые не на его стороне.
Из общих сюжетов, которые практически присутствуют в любом сериале сказок про Мужичков:
Мужичок (Бурачок, Хитрый Пётр, находчивый Эро) по какой-то причине копается в навозе своей единственной лошадёнки. И за этим занятием его застаёт богач (богач - это такой же крестьянин, сосед, только более состоятельный). Чтобы не сознаваться в том, что его застали за таким низменным занятием, мужичок показывает медную монету и говорит, что его лошадь, если её покормить, вместе с навозом деньги выбрасывает. Дальше глупый богач покупает у него лошадь и начинает кормить её отборным овсом. в надежде получить деньги. И ничего не получает, естественно.
Обычно кончается всё это для богача плохо, потому что он идёт высказать свои претензии к Мужичку, тот пугается, прячется в яме, захватав вилы или вертел "чтобы отбиваться от коров, когда те полезут", а жене говорит, чтобы сказала, что он помер. Богач (он же глупый) решает в отместку пойти ему хоть могилу загадить, а Мужичок, услышав шаги, решает, что это корова и ударяет богача вертелом (или чем-нибудь подобным) и убивает.
Кстати, схожий сюжет у эстонцев - мужичок по имени Пликпетрис. История та же самая.
Интересно в ситуации не то, что у разных народов схожие сюжеты. Как раз это объяснить легко. Интересно соотношение воздаяния и вины, которое как раз хорошо иллюстрируется подобными сказками.
Если бедняк обманывает богача - под конец он его либо убьёт, либо что-то нехорошее с ним сделает. Если к примеру богач посмеет ударить мужика по щеке за то, что тот с ним дерзко разговаривает или врёт ему - мужик обязательно за это злостно отомстит: убьёт, многократно изобьёт, пустит по миру или сделает ещё что-то подобное.
Тема такого вот воздаяния - это фантазия, как мне кажется, самых бедных, при чём бездельников. Умный зажиточный мужик, который может своим прилежанием и трудолюбием достичь того, что его семья не будет в бедности - вызывает у него зависть, поэтому наравне с богатеями более высокого сословия противопоставляются Мужичку обычно ещё и богатые соседи, с которыми он примерно так же обходится, как с более вышестоящим богачом. Иными словами, это фантазия нищего бездельника, который мечтает о том, как он расправляется с более трудолюбивыми и как следствие, более богатыми людьми. Яркий пример - Емеля: ничего не делал, на печи лежал и отхватил царскую дочку в жёны.
Для того, чтобы как-то оправдать действия Мужичка, есть ряд сказок, в которых его так или иначе обманывают (часто не его, а его жену - что с женщины взять, понятно, что она более глупая, чем муж) или пытаются ему причинить зло. Я думаю, что реально бывает всякое. Но в сказках отрицательные действия богатых персонажей намеренно вносятся для оправдания ненависти к ним бедного главного персонажа. А часто сама по себе ненависть скрывается, не афишируется, а лишь приводятся её конечные результаты: убитый или подвергнутый всяческим издевательствам "богатей".
Из этого всего я делаю вывод, что сказки про Хитрых Мужичков сочиняются самым низвим слоем населения, бездельниками и лентяями, которые не могут наладить свою жизнь и предпочитают предаваться мечтам на тему того, как они могли бы отомстить "богатеям". Мечты вполне обычные. Можно подумать, каждый из нас хоть раз не воображал себе, как отомстил бы обидчику. И в литературе, необязательно сказочной, такой мотив тоже присутствует. Правда, я бы сказала, в литературе более примитивной, когда автор ставит во главу угла описать, как несправедливы с ними были и как он отомстил, или добился успеха - и все вынуждены были себе локти кусать.

На этом пока всё. Продолжение будет. Я надеюсь, не придётся долго ждать

Несколько иная картина создаётся по прочтении волшебных сказок. Хотя, я бы разделила волшебные сказки на несколько категорий.
К волшебным сказкам относят те сказки, которые так или иначе касаются волшебства. А таковых сказок очень много и они достаточно разные. Поэтому хотелось бы рассмотреть признаки разных волшебных сказок, чтобы анутри этого вида сказок выделить подвиды
(наверное, я не совсем грамотно выражаюсь, но не знаю, как это сказать по-другому)

Но начну с того, что во всех волшебных сказках всегда присутствует противопоставление добра и зла. Без этого атрибута не бывает волшебных сказок, хотя без этого атрибута бывают сказки вообще. Есть же целые "сериалы" сказок, в которых просто взаимодействуют разные люди. Например, сказки "о глупых и умных". В них противопоставляется более умный более глупому. но никто не подразумевает, что один из персонажей - зло, а другой - добро. А в волшебных сказках всегда есть олицетворение зла: змей-Горыныч, колдун, некая внешняя сила, которой противостоит главный герой или героиня.
Я не знаю, нужно ли относить к волшебным сказкам те сказки, в которых действуют говорящие животные, но при этом нет никакого коловства как такового. Но наверное они тоже относятся к волшебным. а не бытовым.
на этом остановлюсь и продолжу на свежую голову завтра. Всё-таки сперва нужно сделать классификацию внутри класса волшебных сказок.
Я всё думаю, как можно подразделить волшебные сказки. Может быть, надо перечислить, кто какие характерные волшебные сказки знает, чтобы потом их классифицировать? Только надо, чтобы сказки были схожие по сюжету. Например, можно поставить в одну категорию сказки, в которых примерно такой сюжет в разных вариантах:

Король охотился и отстал от свиты. Заночевал на мельнице, услышал разговор трёх фей, которые пришли сделать подарки новорожденному. Последняя фея посулила, что мальчик вырастет и женится на принцессе. Король утром просит хозяина мельницы отдать ему новорожденного под предлогом того, что он богат и бездетен. Мельник соглашается. Король увозит ребёнка и бросает в воду. Но того спасает рыбак и в результате всех приключений всё равно становится мужем принцессы.

Вариантов такого сюжета достаточно много, так что такие сказки можно выделить в отдельную ветвь волшебных сказок.



Мэгги пишет:

 цитата:
S.Уэйлер
Кстати, я встречала такой сказочный оборот как в европейских сказках, так и в азиатских. например, подобная сказка есть в Курдских народных сказках. Только что там действует не-то раджа, не-то эмир, на дочери которого должен жениться сын мельника.

Я вспомнила сразу несколько видов сказок, которые обычно относятся к волшебным:

1. Ученик волшебника. некто отдаёт своего ребёнка в ученики к волшебнику, потому когда забирает его, волшебник устраивает ему испытания, в которых он должен узнать, кто его сын. Сын помогает. Отец с сыном возвращаются домой, отец спрашивает, о чём каркает ворон. Сын отвечает: "Он говорит, что настанет время, когда отец сыну в ноги поклонится". Разгневанный отец сталкивает сына с повозки в реку. Но сын спасается.
Дальше сюжет может развиваться по разному. Один из вариантов: сын нанимается богатому человеку. Тот собирается жениться, но у него мачеха-ведьма, которая хочет извести молодых. Ученик волшебника слышит, как птицы разговаривают и описывают, как именно мачеха собирается изводить молодых: должна попытаться поднести отравленное вино, потом дать покататься на необъезженных лошадях, потом поселит в комнату, где под полом - гигантский змей. А в конце птицы говорят, что если кто-то предотвратит все три происшествия и расскажет правду - превратится в камень.
Ученик волшебника предотвращает покушения, "случайно" выбив поднос с вином у мачехи, потом "случайно" отрубив лошадям головы. А потом, стоя на страже, убивает змею. Но капля крови змеи попадает на лицо молодой жене и ученик волшебника хочет стереть кровь. На этом врываются слуги и ученика волшебника обвиняют в том. что он хотел убить своего молодого хозяина и его жену. Он рассказывает при людях правду, мачеху изгоняют (или казнят), а он превращается в камень.
Хозяин бережёт камень. Однажды, когда у него рождается первенец - жена говорит, что ей приснился сон: надо уколоть палец младенца и помазать камень его кровью. И тогда ученик волшебника оживёт. Так и делают.
Одарив подарками, ученика волшебника отпускают и он едет к отцу. который обеднел и едва концы с концами сводит (сына-то, единственного кормильца, в речку сбросил). Ученик волшебника одаривает его чем-то там и отец, не узнавая его, кланяется ему в ноги. тут сын своё инкогнито раскрывает, все рады и счастливы.

2. распространённый сюжет: братья-близнецы. Едут путешествовать, расставаясь, втыкают два ножа на перекрёстке в дерево. Первый близнец после кучи приключений приобретает себе кучу друзей - зверей (от мыши до льва), которые его сопровождают. Возвращается и видит, что нож брата проржавел. Брат до этого тоже приобрёл кучу друзей-зверей, женился, потом поехал воевать с колдуном/колдуньей и его и его зверей превратили в камни.
Первый брат приезжает в город, его встречают как короля, ему навстречу выходит королева и принимает, как мужа. Постепенно он узнаёт, что произошло и едет выручать брата. он обманывает колдунью и расколдовывает брата и его зверей. все едут назад. Но второй брат рассержен, потому что считает, что его близнец пользовался не только его именем. но и его женой.
Они ссорятся и расстаются. Но потом король узнаёт от жены о "странном" своём поведении: по ночам клал между ними в постель обнажённый меч. Тут король понимает, что его брат был ему верен во всём и возвращает его. Все рады и счастливы.

3. Не знаю, надо ли подразделять сказки, в которых речь идёт о подземном мире. Например, когда кто-то по воле судьбы или посланный кем-то спускается в подземный мир и там у него куча приключений. А потом он возвращается при помощи птицы, которая его выносит из подземного мира.
Или спасает королевну, которую кто-то утащил и так же путешествует в подземном мире.
Нет, это большая тема, продолжу в следующий раз.



Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Новых ответов нет


Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 77
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет



Монастыри и храмы Северо-запада